(тезисы)
Достаточно хорошо
известны всем положения о роли искусства - как в истории человеческого
общества, так и в жизни каждого человека. Стоит лишь напомнить о том, что в
любых жанрах оно содержит своеобразное отражение действительности во всем
богатстве отношений человека с природой, обществом и самим собой. Сила его
воздействия определяется тем, что это не простая копия действительности, а
глубоко осмысленное и пережитое понимание человеческих отношений. Именно
благодаря этому появляется возможность обогащения духовного мира человека, ибо
искусство ставит вопросы о смысле жизни и помогает искать ответа на эти
вопросы. С другой стороны, так же, как при создании произведений искусства,
важна личность автора, так же точно при восприятии этого произведения
необходимо его осмысление, глубоко личное переживание и пристрастное отношение
к совокупности заключенных в нем проблем. Такая внутренняя работа всегда
является творческим преобразованием, личностной переработкой содержания и
смысла произведения. Именно это лежит в основе воздействия искусства на
нравственную основу личности. Подчеркнем, что речь идет не об усвоении
некоторого перечня норм и правил поведения человека в обществе, а о
многоплановом и многоуровневом отражении богатства этих отношений в их развитии
и изменении.
Процесс
взаимодействия человека с произведениями искусства всегда привлекал внимание. К
сожалению, раскрытию этой тайны мешает традиционный подход, при котором
основное внимание направлено на исследование особенностей законов самого
искусства во всем многообразии его видов и жанров. Несравненно меньшее внимание
уделяется глубинным процессам восприятия, осмысления и переживания всего
богатства, заложенного в произведении. Несмотря на большое количество
разнообразных исследований вплоть до настоящего времени те, кто вводит в мир
искусства ребенка или просто неискушенного человека, имеет возможность найти
много информации о художественных особенностях любого жанра. Но в вопросах о том,
как узнать, что происходит в душе ребенка, мы вынуждены полагаться на свою
интуицию и житейский опыт. Потому не приходится удивляться тому, что реальные
результаты встречи детей с искусством непредсказуемы и далеки от ожиданий
воспитателей.
Не будем углубляться
в научные аспекты данной проблемы. Для нас важно, что она нашла свое отражение
в содержании и методах введения родителями и педагогами детей в мир искусства.
При знакомстве ребенка со сказкой, стихом, песенкой, мультфильмом взрослые
исходят из негласного убеждения, что любое произведение имеет достаточно
качеств, определяющих вниманием к его содержанию. К тому же на начальных этапах
развития ребенка само содержание кажется взрослым предельно простым, особенно с
учетом того, что большинство взрослых дополняют его воздействие своими
выразительными средствами. Если ребенок смеется или подпевает, хмурит брови или
в страхе закрывает лицо руками, это оценивается как свидетельство полного
понимания. Дети постарше демонстрируют более богатый арсенал выразительных
реакций. Вот тогда начинается, позволю подчеркнуть, запоздалая работа по
осмыслению содержания, выделению его нравственных аспектов.
Вам, возможно,
показалось, что я говорю об этом с оттенком осуждения. Нет, я не отвергаю эту
форму работы, - она необходима. Вызывает возражение, прежде всего, то, что в
таких условиях вся основная работа по определению степени понимания ребенком
произведения, характера его размышлений или нравственных выводов начинается
ПОСЛЕ прочтения (просмотра, прослушивания). В таком случае нет никаких
гарантий, что мы сумели увидеть реальный отклик, а, следовательно, и теряем
возможность воздействовать на него.
Мне в моей
практике приходилось встречаться с тем, что дети подросткового возраста не
видят неоднозначности смысловых пластов в сказке о Колобке, а при небольшой
помощи работают над ее содержанием с восторгом и радостью творческих открытий.
Не раз оказывалось, что не только ученики музыкальной школы, но и их педагоги,
не вдумываются о содержании вроде бы простого цикла музыкальных пьес из
«Детского альбома» П.И. Чайковского. А и в самом деле, о чем, например,
известный цикл пьес, объединенных темой куклы? О детской игре «в куколки»? Ну,
ладно, как играют в лечение кукол, всем известно. А похороны? Неужели Петр
Ильич с его тонким внутренним миром имел в виду и такую игру? Если так плоско
воспринимать, то откуда ребенку взять желание искать выразительные средства при
исполнении?
Еще подброшу
вопрос. Вы все знаете мультфильмы «Лиса и заяц» и «Ежик в тумане». Помните,
насколько отличается стиль изображения зверей. Почему? Между прочим, мало кто
обращал внимание на то, что оба эти фильма нарисованы одним человеком – художницей
Франческой Ярбусовой. Так что на авторский стиль не спишешь. В то же время для
понимания многообразия оттенков содержания нехитрых вроде вы сюжетов ответ на
такой вопрос важен.
Наша ошибка
заключается в том, что встречу с искусством мы фактически выпускаем из сферы
своего влияния и дело имеем уже со свершившимся фактом его восприятия. Мы
исходим их того, что если ребенок услышал, прочел, увидел, то содержание этого
произведения отражено вполне адекватно. Ничего подобного.
Сошлюсь на
пример, наверно, учителям Развивающего Обучения известный. Когда-то В.В.Репкин
составил текст для выявления именно этого на материале русского языка. Это был
текст для изложения, содержанием которого был рассказ о происхождении слова
«врач». Масса не только детей, но и студентов, при двукратном прочтении
пропускали мимо своего внимания весьма существенные детали.
Исключение
составляли дети классов, работающих по программам Развивающего Обучения, что
обусловлено всей совокупностью системы. О ее преимуществах сказано немало, и
вполне обоснованно. В рамках рассматриваемой нами проблемы лишь подчеркну, что
одним из основных принципиальных достижений стало создание реальных условий для
превращения ученика из ОБЪЕКТА учебных воздействий в СУБЪЕКТА учебной
деятельности. Иными словами, ученик становится равноправным участником этого
процесса, для обеспечения содержания и результатов которого педагогу совершенно
необходимо ориентироваться, скажем так, на внутренний мир ребенка. Его мотивы,
структура целей, оценка своих действий, творчество во всех компонентах и тому
подобные факторы – необходимое звено в построении всего учебного процесса. При
этом, подчеркну, ученику не только предоставлено право на собственный подход,
свое отношение, но собственная его позиция является фактическим условием
успешности формирования личности. Репкина Г.В.
|