Современные сказки для детей

Сказки бабушки Галины

Сказки

Цикл «Сказки бабушки Галины» рассчитан на детей школьного возраста от 6 до 12 лет. Эти добрые сказки с занимательными приключениями забавных персонажей обладают уникальными особенностями.

Написаны они профессиональным психологом, что наложило свой отпечаток и на их содержание, и на стиль. В каждом из сюжетов заложены проблемы важных аспектов человеческого поведения, зависящих от умения думать над целями своих действий и ответственностью за их последствия. Однако эти серьезнейшие вопросы вводятся без морализирования и наставлений. Существенно и то, что все персонажи имеют яркие характеры, а в процессе развития событий в них постепенно происходят заметные изменения.

Для того, чтобы все эти важные моменты не прошли мимо внимания детей, автор использует ряд приемов, воспроизводящих условия живого общения с детьми. Так, нередко останавливает повествование вопросами и размышлениями, обсуждает с читателем источники возникающих у героев проблем и возможные пути выхода из трудных ситуаций. В некоторых случаях автор знакомит читателей с тем, как, следя за развитием событий, самостоятельно думать над прочитанным.

Все сказанное выше позволяет влиять на умственное и нравственное развитие детей, существенно расширяя возможности формирования осознанного отношения ребенка к себе и своим отношениям с окружающими. Эффект такого воздействия возрастает, если взрослые хотя бы периодически читают сказки вместе с детьми, активно и заинтересованно размышляя вместе с ними.  Чтобы помочь учителям и родителям в этом, автором разработаны соответствующие советы и рекомендации, изданные в виде отдельной брошюры.

Вашему вниманию предлагаются сказки под общим названием «Сказки Бабушки Галины». Часть из них уже издана в виде отдельных книжек: «Маленькие истории из жизни обитателей Большого Леса», «Жизнь и удивительные приключения Дрони, Проглота и их друзей» и «Планета Радость». А несколько сказок находятся в работе.

Меня часто спрашивают, как возникло желание писать сказки. В основе его лежит самая обыкновенная история общения бабушки со своими внуками.

Первоначально сюжет сказки про Дроню и Проглота родился в головах двух братьев, моих внуков, обучавшихся тогда в начальных классах. Об этом можно было бы и не говорить, если бы не некоторые обстоятельства, очень важные для объяснения замысла всего представленного блока сказок.

Встретившись впервые с мультфильмами Уолта Диснея (в те годы только начался широкий показ этих фильмов на телеэкране), мальчики  сразу обратили внимание на существенные их отличия от привычного стиля советских мультфильмов. После бурного обсуждения сделали для себя первое открытие: у фильмов есть авторы. Оказывается, вполне конкретные люди придумывают сказки. Немедленно возникла идея написать такую сказку самим. К процессу «сочинения» привлекли и меня. Однако я своими вопросами стала немного охлаждать их пыл, привлекая внимание к уже известным фильмам для того, чтобы заглянуть на «авторскую кухню». Детям постепенно открылось много важного. Героев отличают характеры, особенности их взаимоотношений с другими, отношение к своим поступкам и их последствиям, и многое другое. Они поняли, что события, представленные в каждой сказке, могли произойти только с этим героем,- у героя с другим характером в такой же ситуации случилось бы все совсем  иначе.

Могу сказать без преувеличения, что после таких открытий мне выпало счастье видеть реальный всплеск творческих возможностей. Они активно искали героев, придирчиво обсуждали не столько едва намечающийся сюжет, сколько характеристики  действующих лиц. Думали над их внешним видом, характером, отношениями с другими. Для них стало обязательным найти изобразительные средства такие, чтобы как можно точнее представить свой замысел воображаемому читателю и в рисунках, и в тексте.

Вскоре появилась сказка. Ее текст меня поразил яркостью и свободой стиля, разнообразными формами общения с читателем, не говоря уже об оригинальности и целостности образов героев и сюжета. Однако меня ожидало и еще одно открытие: буквально на глазах недолгий процесс работы над сказками изменил все поведение моих внуков. Они стали неизмеримо более ответственными, чаще задумывались о последствиях своих решений и действий. Стали намного внимательнее к другим, пытались понять их характеры и поступки. И еще: у обоих появилось неугасаемое стремление к творчеству в разных сферах их деятельности.

Мне стало ясно, что в раскрытии дарований детей немаловажную роль сыграла вся наша работа над сказками. Стихийно был найден весьма перспективный путь влияния на развитие самосознания детей, их отношения к себе и окружающим. Возможно, главный секрет был в совместной работе, где все участники были увлечены в равной степени, но имели, так сказать, разные функции. Я выделяла проблемы, ставила вопросы, вовремя поймав направление их внимания, предоставляя им практически полную свободу в поиске ответов. Эти ответы не означали точку в решении проблемы, а становились толчком для возникновения новых проблем, но теперь уже у мальчиков.

Шли годы, у внуков растут свои дети. У меня нет прежней возможности общаться с ними, и я стала писать сказки. Я любила тот начальный замысел, потому взяла его за основу. Глубоко поверив в необходимость совместного чтения и размышления, постаралась максимально обеспечить это в стиле рассказа обо всех происходящих с героями событиях.

Любые сказки ставят глубокие проблемы, но их выявление отдано на усмотрение читателям. Что привлечет их внимание, что вызовет желание подумать о поступках любого действующего лица, появится ли потребность предвидеть исход событий,- никто в сказках к этому процессу отношения чаще всего не имеет. Разве что изредка: то отдельные авторы, то думающие родители.

В своих сказках я стремилась разными приемами влиять на внутреннюю работу ребенка, слушающего или читающего сказку самостоятельно. Этой цели служило и само распределение сказок по циклам.

В первом цикле «Маленькие истории…»  мое «присутствие» было сведено к минимуму. Начальное введение в некоторые особенности места, где происходят события, и общее указание на их участников, завершается расплывчатым призывом быть внимательными к окружающему. После этого идут две сказки, в которых поставлены достаточно простые нравственные проблемы: как важно быть добрыми и внимательными друг к другу.  Ситуации предельно просты. Веселые игры детей с деревьями прерываются тем, что бант на голове девочки, которая кружилась вокруг ствола молодого дубка, зацепился за ветку. Ей помогают деревья и птицы. Оба,- и дубок, и девочка, расстаются, ласково извиняясь и прощая невольную неприятность. Во второй сказке хулиганистый мальчишка обижает без всяких оснований деревья и детей, веселящихся в прекрасный день на Опушке леса. Более того, уходя, он бросает непогасшую сигарету на муравьиную кучу. Она вскоре загорается, и спасают ее отчасти сами муравьи, отчасти – живущие тут птицы. Выводы, которые должны сделать маленькие читатели, так же просты и очевидны, а я как автор сказки, лишь слегка помогаю им эмоциональными красками в конце описания произошедшего.

Последующие три  сказки этого цикла («Игры Рыжего Волка», «Лесная школа выживания» и «Заячья охота») тоже практически не содержат прямых обращений к читателям, но в критических местах дается более или менее развернутое объяснение причин поступков с их оценками, воплощенными в  сюжете. Изложенные события сложны и насыщены достаточно серьезными проблемами, требующими столь же серьезных переживаний и размышлений.

Есть в данном комплекте сказок и еще один прием привлечения внимания читателей к сути происходящего. Сказка «Заячья охота» начинается с вопроса, не вызвало ли это название сказки удивление, после чего есть просьба читать внимательно и потом решать, правильно ли озаглавлена сказка. В помощь читателям приводится ряд возможных названий с неким вариантом их критического обсуждения. Сделано это, как совершенно ясно, для того, чтобы у читателей возникло понимание: есть у сказок автор, у него свои замыслы,- попробуй их понять. В итоге может возникнуть более осознанное отношение к только что прочитанному.

Завершается первый цикл  сказкой «Счастье Птицы Феникс», насыщенной глубокими проблемами смерти и бессмертия, корысти и бескорыстия. Возможно, по глубине поднятых вопросов это особая сказка во всем сборнике. Но, конечно, не может быть речи о рассмотрении этих философских проблем в настоящем объеме. Представлены они в эмоциональной форме, а вместо анализа включены соответствующие теме диалоги сказочных персонажей.

Второй цикл сказок - «Жизнь и удивительные приключения Дрони, Проглота и их друзей». Основные персонажи и некоторые эпизоды взяты из той детской сказки, о которой я говорила выше. И тут я, расширяя и дополняя сюжет, старалась воспроизвести и тот стиль ее первых авторов, который меня покорил тогда.

В этом сборнике немало прямых обращений к читателям, вопросов, предложений угадать развитие событий, просьбы прореагировать на поступки персонажей.

Сюжеты каждой из пяти частей сложны, насыщены значительно более разнообразными нравственными проблемами. Персонажам приходится преодолевать немало внешних и внутренних трудностей, и в итоге каждый из них претерпевает весьма заметные изменения в своем характере, овладевая терпением, мужеством, ответственностью перед другими.

Беспомощный гном Проглот, который в самом начале  повествования не умеет даже себя накормить, привыкший есть то, что принесут родители, от эпизода к эпизоду становится все более самостоятельным. И, если в начале повествования, он еще плохо понимает что такое друг, и даже оказывается способным совершать бесчестный поступок по отношению к вновь обретенному другу, то в последней сказке читатели встречаются со смелым и умным организатором команды по спасению попавших в плен рыбаков.

И так с каждым из героев сказок этого цикла. Свирепый, жестокий и несправедливый Дракон Смерч после ряда происшествий и встреч с главными героями не только использует свою силу для благих дел, но и не раз удивит читателей своей добротой, тактичностью, умением быть преданным другом. Один из его бывших слуг по имени Бяка в первых встречах с ним  предстает трусливым, способным на обман и предательство. Он не станет и потом похожим на своего брата- близнеца Буку, честного, мастеровитого, надежного. Но сколько в нем появится искреннего желания делать добро, несмотря на полное неумение предвидеть результаты своих намерений. Даже хулиганистый мальчишка Чапа, с которым читатели встретились в одной из сказок первого цикла («Пожар в муравейнике») на глазах всех жителей Деревни впервые сталкивается с тем, кто он есть и как выглядит среди других детей, и понимает, что именно потому он и не получает подарков от Деда Мороза.

Обсуждение некоторых историй дало хороший повод привлечь внимание читателей к возможностям научиться что-то делать своими руками. Наиболее показательна в этом отношении «Часть вторая. Необычное происшествие обычной осенью». На фоне описания того, как спасли гербарий от вредителей, рассказывается об изготовлении детьми самых разных поделок из даров осеннего леса.

Существенные различия сюжетов этого цикла сказок так же, как и в предыдущих историях, позволяют привлекать читателей к размышлениям над проблемами разного уровня сложности: от простых вопросов о вежливости и уважении к другим до сложнейших проблем ничем не ограниченной власти. Но теперь во всех этих случаях сказки содержат прямые вопросы, четкие приглашения к размышлениям, а иногда и анализ различных возможных вариантов их решения.

Конечно, в обзоре невозможно отразить все замыслы автора. Вынесенными, так сказать, за скобки остается многое. Взять хотя бы стремление обратить внимание детей на красоту разных времен года и на гамму чувств, которые они могут вызывать.

Я глубоко верю не только в великие возможности сказок, но и в то, что особенно благоприятен для раскрытия этих возможностей  возраст учеников начальной школы. Именно тут готовится «питательная почва» для становления самооценки, самоанализа. Точно так же именно тут закладывается фундамент творчества. Сказки в этих отношениях хороши тем, что в них многие проблемы представлены как бы со стороны, вынесены за пределы реальных отношений ребенка, но все же весьма узнаваемы. При этом исключено прямое морализирование, когда ребенок с его маленьким жизненным опытом теряет за словами суть. Сочувствуя и сопереживая, ребенок постигает многое. Я же стремилась к тому, чтобы это эмоциональное отношение авторскими приемами не только создавалось, но и становилось предметом осознания.

Именно эти особенности наиболее полноценно работают, как я уже говорила, при совместном чтении сказок с любящими взрослыми, и я исподволь иногда призываю их к участию. Есть у меня и текст для родителей типа информации методической направленности. Однако его вряд ли можно помещать вместе со сказками из соображений такта, ибо в реальной жизни далеко не все родители таковы, к кому я обращаюсь.

Буду счастлива, если все эти сказки, в которые вложено так много моей любви к детям, смогут прочитать не только мои дети, внуки и правнуки.

Репкина Г.В., 2011

«Сказки Бабушки Галины»

Сборник «Маленькие истории из жизни обитателей Большого Леса и его Опушки»:
«Веселая семейка»
«Пожар в муравейнике»
«Игры Рыжего Волка»
(фрагмент)
«Лесная школа выживания»
«Заячья охота»
«Сказка-задачка»
«Счастье Птицы Феникс»
(фрагмент)

Сборник «Замечательная жизнь и удивительные приключения Дрони, Проглота и их друзей»:
«Поход против Дракона» (фрагмент)
«Необычные события на Опушке леса обычной осенью»
«Подарки Деда Мороза»
«Большая спасательная экспедиция» (фрагмент)
«Дела, заботы и праздники Бабы Яги» (фрагмент)

Отдельными изданиями вышли:

«Планета Радость» (фрагмент)
«История большой семьи Волка по имени Дядька Ван»
«Морские приключения Зайчат»
«Странная история»
«Прекрасная родина Качима-Перекати-Поле»
«Поверьте, почти всё так и было»

Новый - 2013 - Сборник «Легенды Большого Леса»:
«Счастье Птицы Феникс»
«Лесная школа Рыжего волка»
«История большой семьи Волка по имени Дядька Ван»

Поиск

Друзья сайта

  • А.Уклеин представляет...
  • Живой Журнал А.Уклеина
  • IMMEDIATOR