Таинственный мир
сказок… Он существует тысячи лет, но и сегодня мы не перестаем удивляться его
могучему воздействию на человека. Невиданные звери, никем не встреченные
чародеи, небывалые превращения и многое другое, совершенно отсутствующее в
повседневной жизни, вдруг становится близким и понятным. По неведомым нам
законам выдуманные истории переживаются порой ярче реальных событий. Вряд ли
среди умудренных опытом людей можно найти человека, сомневающегося в том, что
сказки нужны детям, а порой и взрослым. Но так же точно трудно встретить людей,
серьезно задумывающихся над тем, что сказки – это не столько развлечение,
сколько средство воспитания глубинных основ личности ребенка.
Ребенок в сказке
гораздо лучше, чем в жизни отличает добрые дела от недобрых, ценит честность,
осуждает трусость и коварство. Сочувствует слабым и восхищается смелыми. Да вот
проблема: оставаясь с книгой один на один, ребенок при всей искренности своих
переживаний многого понять не может. Очень серьезные проблемы, на самом деле поднятые
в сказке, оказываются незамеченными, не пережитыми. Чтобы сказка и в самом деле
служила великой цели воспитания, требуется вывести ребенка из плена непосредственных
переживаний. Необходимо стимулировать большую мыслительную работу, пробудить
осознанное переживание. В истории выработано немало таких способов: яркий
образный язык рассказа, выразительные иллюстрации, мастерское актерское
исполнение, беседа по поводу содержания и смысла сказки. Но на деле в
большинстве случаев ребенок по-прежнему
остается со сказкой один на один.
Давайте посмотрим
на самые простые сказки. Ну, хотя бы – «Колобок». Каковы самые распространенные
впечатления ребенка? Симпатичный веселый Колобок так ловко убежал от бабки,
своей песенкой отвлек внимание нескольких зверей и успешно сохранил себе жизнь.
Да вот на беду Лиса оказалась похитрее его, и он был съеден. Все? Практически
все. Колобок хороший, Лиса плохая, а все остальные, условно говоря, никакие, -
о них дети, как правило, и не думают. В сценах с ними единственный, кто
привлекает внимание, - все тот же Колобок. Сюжет выглядит почти одноплановым. О
чем размышлять? Что требует осознаний? Для большинства родителей нет проблем, а
учителям и тем более не интересно.
Неужто так все
просто? Почему же такая примитивная сказка живет и живет? Позволю предположить,
что сюжет богаче, и реакции детей тоже многомернее, но иные линии, помимо
названной, почти не осознаются, рождая лишь смутное ощущение чего-то
непонятого. Потому снова и снова ребенок просит прочесть еще и еще раз.
Посмотрим
повнимательнее. Колобок не только веселый, но у него есть и другие качества.
Так, он свои поступки не обдумывает, действует импульсивно: ко всем, с кем
встречается, безразличен; про деда и бабку ни разу не вспомнил. А звери? Они
доверчивы и наивны. Этим они симпатичны, а оставаясь голодными, даже внушают
некоторую симпатию. Лиса хитра и умна, а осуждение вызывает не только тем, что
съела Колобка. Ведь это его назначение, для того-то его и испекли. Возмущает
иное: Лиса беззастенчиво изображает интерес к песне Колобка, которая на самом
деле ей совершенно безразлична. А Колобок-то расстарался, наивно уверенный в
том, что, так сказать, покорил ее своим искусством. Но Лиса вызывает не только
осуждение, отрицание, - нельзя не оценить ее находчивость, которая в иной
ситуации является безусловно положительны качеством.
Как легко
увидеть, есть над чем поразмышлять не только ребенку, но и взрослому. Другой
вопрос, насколько нужны ребенку эти смысловые слои, и каким образом их отрыть?
Смею утверждать, что раскрытие многомерности сюжета важно для того, чтобы
ребенок учился не скользить по поверхности, не ограничиваться первым
впечатлением, а учился воспринимать жизнь как сложное многомерное явление;
начинал задумываться над тем, что один и тот же персонаж может быть воспринят
по-разному, если мы применим разные критерии. Ведь и Колобок не столь
симпатичен, если учесть, что он поступил коварно, оставив без еды деда и бабку.
Еще сложнее вопрос: а можно ли представить иное развитие событий, при котором
можно было бы говорить о торжестве добра?
Утверждая
разумность таких сложных тем для детского ума, я ни в коей мере не хочу
сказать, что нужна развернутая работа над намеченными гранями смысла. Ни на
одну минуту не допускаю возможности организовывать с детьми логический анализ
событий, характеров и взаимоотношения героев сказки. Нельзя проводить АНАЛИЗ,
нельзя организовывать РАБОТУ, но необходимо позаботиться о создании
наполненного эмоциями общения взрослого с ребенком (или несколькими детьми).
Есть много эффективных приемов для обеспечения такого общения. Среди них особая
роль принадлежит разным способам трансформации эпизодов или поступков с помощью
инсценировок, рисунков, устного фантазирования. Важно лишь использовать
благоприятные моменты, стихийно возникающие в период чтения сказки.
Но я не собираюсь
описывать и обсуждать различные методы, я лишь хочу подчеркнуть, что есть
возможность обеспечить пищу для осознанного отношения к скрытому за простой
поверхностью событий богатству реального содержания сказок. Репкина Г.В.
|