Современные сказки для детей

Сказки бабушки Галины

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ И РОДИТЕЛЯМ

Таинственный мир сказок… Он существует тысячи лет, но и сегодня мы не перестаем удивляться его могучему воздействию на человека. Невиданные звери, никем не встреченные чародеи, небывалые превращения и многое другое, совершенно отсутствующее в повседневной жизни, вдруг становится близким и понятным. По неведомым нам законам выдуманные истории переживаются порой ярче реальных событий. Вряд ли среди умудренных опытом людей можно найти человека, сомневающегося в том, что сказки нужны детям, а порой и взрослым. Но так же точно трудно встретить людей, серьезно задумывающихся над тем, что сказки – это не столько развлечение, сколько средство воспитания глубинных основ личности ребенка.

Ребенок в сказке гораздо лучше, чем в жизни отличает добрые дела от недобрых, ценит честность, осуждает трусость и коварство. Сочувствует слабым и восхищается смелыми. Да вот проблема: оставаясь с книгой один на один, ребенок при всей искренности своих переживаний многого понять не может. Очень серьезные проблемы, на самом деле поднятые в сказке, оказываются незамеченными, не пережитыми. Чтобы сказка и в самом деле служила великой цели воспитания, требуется вывести  ребенка из плена непосредственных переживаний. Необходимо стимулировать большую мыслительную работу, пробудить осознанное переживание. В истории выработано немало таких способов: яркий образный язык рассказа, выразительные иллюстрации, мастерское актерское исполнение, беседа по поводу содержания и смысла сказки. Но на деле в большинстве случаев  ребенок по-прежнему остается со сказкой один на один.

Давайте посмотрим на самые простые сказки. Ну, хотя бы – «Колобок». Каковы самые распространенные впечатления ребенка? Симпатичный веселый Колобок так ловко убежал от бабки, своей песенкой отвлек внимание нескольких зверей и успешно сохранил себе жизнь. Да вот на беду Лиса оказалась похитрее его, и он был съеден. Все? Практически все. Колобок хороший, Лиса плохая, а все остальные, условно говоря, никакие, - о них дети, как правило, и не думают. В сценах с ними единственный, кто привлекает внимание, - все тот же Колобок. Сюжет выглядит почти одноплановым. О чем размышлять? Что требует осознаний? Для большинства родителей нет проблем, а учителям и тем более не интересно.

Неужто так все просто? Почему же такая примитивная сказка живет и живет? Позволю предположить, что сюжет богаче, и реакции детей тоже многомернее, но иные линии, помимо названной, почти не осознаются, рождая лишь смутное ощущение чего-то непонятого. Потому снова и снова ребенок просит прочесть еще и еще раз.

Посмотрим повнимательнее. Колобок не только веселый, но у него есть и другие качества. Так, он свои поступки не обдумывает, действует импульсивно: ко всем, с кем встречается, безразличен; про деда и бабку ни разу не вспомнил. А звери? Они доверчивы и наивны. Этим они симпатичны, а оставаясь голодными, даже внушают некоторую симпатию. Лиса хитра и умна, а осуждение вызывает не только тем, что съела Колобка. Ведь это его назначение, для того-то его и испекли. Возмущает иное: Лиса беззастенчиво изображает интерес к песне Колобка, которая на самом деле ей совершенно безразлична. А Колобок-то расстарался, наивно уверенный в том, что, так сказать, покорил ее своим искусством. Но Лиса вызывает не только осуждение, отрицание, - нельзя не оценить ее находчивость, которая в иной ситуации является безусловно положительны качеством.

Как легко увидеть, есть над чем поразмышлять не только ребенку, но и взрослому. Другой вопрос, насколько нужны ребенку эти смысловые слои, и каким образом их отрыть? Смею утверждать, что раскрытие многомерности сюжета важно для того, чтобы ребенок учился не скользить по поверхности, не ограничиваться первым впечатлением, а учился воспринимать жизнь как сложное многомерное явление; начинал задумываться над тем, что один и тот же персонаж может быть воспринят по-разному, если мы применим разные критерии. Ведь и Колобок не столь симпатичен, если учесть, что он поступил коварно, оставив без еды деда и бабку. Еще сложнее вопрос: а можно ли представить иное развитие событий, при котором можно было бы говорить о торжестве добра?

Утверждая разумность таких сложных тем для детского ума, я ни в коей мере не хочу сказать, что нужна развернутая работа над намеченными гранями смысла. Ни на одну минуту не допускаю возможности организовывать с детьми логический анализ событий, характеров и взаимоотношения героев сказки. Нельзя проводить АНАЛИЗ, нельзя организовывать РАБОТУ, но необходимо позаботиться о создании наполненного эмоциями общения взрослого с ребенком (или несколькими детьми). Есть много эффективных приемов для обеспечения такого общения. Среди них особая роль принадлежит разным способам трансформации эпизодов или поступков с помощью инсценировок, рисунков, устного фантазирования. Важно лишь использовать благоприятные моменты, стихийно возникающие в период чтения сказки.

Но я не собираюсь описывать и обсуждать различные методы, я лишь хочу подчеркнуть, что есть возможность обеспечить пищу для осознанного отношения к скрытому за простой поверхностью событий богатству реального содержания сказок.

Репкина Г.В.

Категория: Мои статьи | Добавил: alexukl (28.01.2012)
Просмотров: 647

Поиск

Друзья сайта

  • А.Уклеин представляет...
  • Живой Журнал А.Уклеина
  • IMMEDIATOR